(0 Голосов)
Экономика - Экономики стран мира

Южно-Африканская Республика – это второе по объёму ВВП после Нигерии государство Африки, единственный представитель этого континента в Большой двадцатке (англ.: G20).

К экономическим преимуществам ЮАР относятся хорошая по сравнению с другими государствами региона инфраструктура, мировой уровень её финансового сектора, значительные запасы сырья, высокий уровень определённых отраслей науки, а также надёжная и независимая правовая система.

С другой стороны, несмотря на значительный прогресс, этой стране до сих пор не удалось преодолеть наследие апартеида. Значительная часть дискриминировавшегося ранее чёрного большинства населения по-прежнему живёт в бедности.

До сих пор для многих людей недоступными остаются государственные услуги, такие как электро- и водоснабжение, а также медицинское обслуживание. Так, по данным переписи населения 2011 года, 15,3 % населения страны лишено электроснабжения, а 26,6 % – централизованного водоснабжения.

Отсутствие образования у многих граждан способствует высокому уровню безработицы, который официально составляет почти 25 %.

Разрыв между богатыми и бедными крайне велик: Южно-Африканская Республика имеет одно из самых высоких в мире значений коэффициента Джини (англ.: Gini index) Всемирного банка, показывающего неравномерность распределения доходов между различными слоями общества. Почти треть (31 %) южноафриканцев до сих пор вынуждена обходиться менее чем двумя долларами США на человека в день.

В 2013 году почти треть населения страны получала социальную помощь.

Основные показатели экономики ЮАР на 2010 годВ 2013 году в сырьевом секторе экономики ЮАР было занято около 390 тысяч человек, включая особенно большое число низкоквалифицированных рабочих, которые произвели 5,1 % ВВП (по данным на 1-й квартал 2014 года).

Почти треть экспортных поступлений ЮАР обеспечивается за счёт продаж сырья.

В количественном отношении самая большая доля в ВВП страны (21,2 %) принадлежит финансовому сектору.

Базой для развития этой отрасли экономики являются высоко дифференцированный и соответствующий западным стандартам банковский и страховой ландшафт, а также Йоханнесбургская фондовая биржа (англ.: Johannesburg Stock Exchange), суточный оборот которой равен обороту всех остальных африканских фондовых бирж за несколько месяцев. Ведущий индекс этой крупнейшей фондовой биржи Африки вырос в 2013 году на 22,8 %.

Во время мирового финансового кризиса ни одному банку страны не потребовалась помощь государства. Впервые она понадобилась в 2014 году  одному южноафриканскому банку. При этом быстрое и квалифицированное вмешательство Южно-Африканского резервного банка (англ.: South African Reserve Bank), являющегося центральным банком страны, и других партнеров продемонстрировали качество финансового сектора и системы банковского надзора ЮАР.

Обрабатывающая промышленность создаёт 5,3 % ВВП страны, но страдает из-за роста цен на энергоносители и отсутствия квалифицированной рабочей силы.

С конца периода апартеида всё более важными факторами становятся частное потребление (около 60 % ВВП) и общественное потребление, при этом склонность частного сектора к инвестициям, напротив, сильно ослабла после того, как начался мировой финансовый кризис 2008-2009 годов.

На фоне продуманной долгосрочной политики развития, направленной на преодоление последствий апартеида, всё больше возрастает значимость государства как работодателя и инвестора. При этом оно опирается, в частности, на государственные предприятия.

Наиболее крупными государственными предприятиями ЮАР являются Escom (производство электроэнергии), авиакомпания South African Airways, Sasol (нефтедобыча и крупное химическое производство), Denel (оборонная промышленность) и Transnet (транспорт).

Правительство страны намерено улучшать условия для ведения бизнеса и таким образом усиленно привлекать внутренние и внешние частные инвестиции, в то числе в рамках осуществления крупных инфраструктурных проектов в области транспорта, энергетики и водоснабжения (на ближайшие годы объявлены инвестиции в размере около 60 млрд. евро).

Правда, инвестиционный климат обременён высокими требованиями к доле локально созданной стоимости, положениями закона о привлечении к процессу создания стоимости групп населения, подвергавшихся дискриминации в период апартеида и частыми забастовками. К тому же в 2013 году последовало расторжение двусторонних соглашений о защите инвестиций с рядом государств-членов Евросоюза.

С момента официального расторжения этих соглашений (т.е. с 23 октября 2014 года) для осуществлённых ранее инвестиций действует 20-летний период защиты имущества.



 

Опрос

Пригодился ли вам наш сайт?
 

Войти на сайт