Экономика Грузии
Экономика - Экономики стран мира |
Республика Грузия – развивающаяся страна Закавказья с либеральной рыночной экономикой. После так называемой «Революции роз» 2004 года экономика Грузии стала развиваться очень динамично, а темпы её роста в этот период по некоторым показателям даже превысили 10 процентов. Однако война с Россией 2008 года, а также мировой финансово-экономический кризис привели страну к экономическому обвалу. Остановить его удалось благодаря масштабной финансовой помощи со стороны международного кредитного сообщества на общую сумму 4,5 млрд. долларов США. В период после рецессии кризисного 2009 года снова отмечалось увеличение темпов роста ВВП Грузии до 6-7 %, продолжавшееся до 2012 года. К концу 2012 года экономический продукт страны достиг нового рекорда и составил около 15,8 млрд. долларов США (3520 долларов США на душу населения).
В ходе выборов 2012-2013 годов и продолжавшегося затем около года политического сосуществования в стране наблюдалось заметное ухудшение конъюнктуры. Лишь к концу 2013 года вновь стало проявляться её улучшение. Тем не менее, к этому времени рост ВВП оказался относительно скромным и составил предположительно 3,1 %. Наряду с сильными общественными импульсами, наблюдавшимися в последнем квартале, движущей силой экономического роста стало в первую очередь ощущавшееся на протяжении всего года увеличение грузинского экспорта (+22 % по сравнению с 2012 годом). При этом на бюджете отразилось в частности открытие рынка России для грузинских товаров (прежде всего вин и минеральной воды) в 2013 году, а также увеличение объемов экспорта в соседние государства (Азербайджан, Армению и Турцию) и в Западную Европу.
Несмотря на заметное экономическое развитие, происходившее с 2004 года, значительные части населения Грузии, особенно её сельских районов, страдают от бедности, неполной занятости и безработицы. Согласно официальным данным уровень безработицы составляет почти 15 %, а по неофициальным оценкам он достигает 30-50 %.
В общем и целом, в настоящее время в грузинской экономике до сих пор сохраняется значительный структурный дефицит. Промышленное производство выделено и развито относительно слабо. Отсутствуют доминирующие сектора экономики и зависимости от отдельных товаров (например, от различных видов сырья) или услуг (например, от туризма, хоть он и приобретает всё большее значение). Несмотря на расширение мер государственной поддержки, сельское хозяйство страны по-прежнему требует развития в связи со слабой развитостью его структуры и нехваткой современного оборудования и инвестиций; его преобладающей формой является натуральное хозяйство.
И, напротив, благоприятное географическое положение Грузии как транзитной страны между Европой и Центральной Азией, а также Россией, Ближним и Средним Востоком делает её интересной для транспортировки как энергоносителей, так и товаров. Правда, полному использованию потенциала препятствуют недостаточная до сих пор инфраструктура на значительных территориях страны и монополии в сфере логистики. Кроме того, в связи с огромным спросом, вызванным отставанием во всех сферах экономики, Грузия является выгодным рынком сбыта.
С 2004 года при президенте Саакашвили страна старалась осуществить многочисленные экономические реформы, направленные на либерализацию рынка, которые привели к значительному улучшению макроэкономической ситуации. Далеко идущие меры дерегуляции рынка и широкая приватизация государственной собственности, охватывающая в том числе и важные отрасли жизнеобеспечения (здравоохранение, энергетику, водоснабжение и т.д.), сопровождались борьбой с коррупцией в сфере государственного управления, реформами в области налогового, таможенного и трудового права, а также упрощением процедур выдачи лицензий и регистрации бизнеса. В результате Грузия достигла высоких позиций по таким экономическим показателям, как индекс простоты ведения бизнеса (9-е место в рейтинге Всемирного банка).
При этом основное внимание правительство уделяло привлечению (иностранных) инвесторов. Важным средством для этого было развитие логистической инфраструктуры (модернизация и расширение сети автомобильных и железных дорог, в том числе для улучшения связи между регионами) с помощью иностранных кредиторов. К тому же правительство делало ставку на открытие новых прямых линий воздушного сообщения с Европой, арабскими государствами и Восточной Азией.
В действиях избранного в октябре 2012 года нового правительства, продолжившего реализацию основных направлений развития рыночной экономики, прослеживаются новые акценты в области экономической и прежде всего социальной политики, даже несмотря на то, что многие из предусмотренных мер пока находятся в стадии анонсирования и подготовки. Новое правительство предпринимает заметные шаги в направлении укрепления аграрного сектора. Кроме того, оно видит большой потенциал в связанной с ним сфере переработки пищевых продуктов. Помимо этого, правительство страны возлагает надежду на дальнейшее развитие промышленного производства (например, текстильного).
За счет укрепления правовой безопасности, в том числе и в сфере экономики, проявляющегося в уменьшении государственного влияния, укреплении независимости судов, а также дальнейшем развитии конкурентного права, оно намерено увеличивать привлекательность страны для инвесторов. Ведь до сих пор сохраняется необходимость в соответствующих действиях, в частности в сфере охраны и осуществления прав налогоплательщиков.
Начатые в 2011 году переговоры с ЕС по Договору об углублении зоны свободной торговли (DCFTA) удалось успешно завершить в 2013 году. Договор был парафирован в ноябре 2013 года и после подписания в 2014 году должен уже в следующем году вступить в силу, по меньшей мере частично. Для этого законодательство Грузии приводится в соответствие с европейскими нормами в сферах политики стимулирования конкуренции, технических ограничений торговли, мер санитарного и фитосанитарного надзора, а также защиты интеллектуальной собственности. Правительство намерено предпринять особые усилия по реформированию и приведению в соответствие с предписаниями ЕС всех вышеперечисленных и других важных сфер законодательства страны. Первым видимым подтверждением этих усилий является Дополнение к трудовому праву от июня 2013 года.
В 2012 году дефицит консолидированного бюджета Грузии составил 2,9 % ВВП. В конце 2012 года государственная задолженность достигла приблизительно 5,5 млрд. долларов США (35,3 % ВВП), при этом её подавляющую часть составили внешние обязательства страны (28,2 % ВВП). Крупнейшими кредиторами Грузии являются Группа Всемирного банка, МВФ, Азиатский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития. Крупнейшее государство-кредитор – Германия. Объем её требований по кредитам на льготных условиях составляет 329,7 млн. долларов США.
< Предыдущая | Следующая > |
---|