Многообразие потребностей
Хозяйственные потребности можно обобщить по-разному. Самое известное обобщение базируется на потребностях существования, культурных потребностях и потребностях люкса.
Применительно к каждому человеку можно говорить:
- о потребностях существования. Человек для поддержания жизнедеятельности должен и хочет есть, пить, одеваться, где-то жить и спать.
- о культурных потребностях. Как только человек достигает достаточно высокой ступени развития, у него возникает потребность в книгах, музыке, зрелищах, хорошей одежде, в создании комфорта своего жилища и т.п.
- о потребностях люкса. Чаще всего они не удовлетворяются, так как превышают средний уровень социальной необходимости.
Резкое разграничение этих потребностей едва ли возможно. Наряду с названными мы различаем индивидуальные и коллективные потребности, открытые и скрытые потребности, текущие и будущие потребности, гибкие и негибкие потребности, материальные (вещественные) и нематериальные (духовные) потребности.
Скрытые потребности сначала должны быть разбужены в человеке (реклама, воспитание). Гибкие потребности — это такие потребности, которые принимают различную интенсивность без угрозы для человеческого существования (потребности люкса). Негибкие (жесткие) потребности — те, интенсивность или сила которых почти не меняется, поскольку в противном случае возникла бы угроза для жизни (потребности существования).
Все потребности, связанные с покупательной способностью, образуют собственно потребность (необходимость). Когда эта потребность становится значимой для рынка, мы говорим о спросе.
Природа предоставляет не все продукты для удовлетворения наших потребностей в готовом для употребления виде. Природные (натуральные) товары, которые предоставляются нам природой без особых затрат, мы называем свободными товарами (воздух, вода). Все другие товары не предоставляются нам без затрат, т.е. имеются в ограниченном количестве. Целью хозяйствования является преодоление этой ограниченности (экономические товары).
Когда говорят об ограниченных (не природных) товарах, то речь идет о вещественных товарах и услугах, которые в обобщенном виде часто именуются просто товарами или продукцией.
< Предыдущая | Следующая > |
---|