Экономика Латвии
Экономика - Экономики стран мира |
Согласно опубликованному в мае 2012 года отчету посольства Швейцарии в Латвии об экономическом положении в этой стране в 2011 году, вырисовывается следующая картина.
К настоящему времени латвийская экономика в общем и целом преодолела последствия финансово-экономического кризиса. Валовой внутренний продукт вырос в 2011 году на 5,5 %, что значительно превысило прирост 2010 года, который составил всего 0,3 %; при этом в первом квартале 2012 года ВВП этой прибалтийской страны увеличился на 6,8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Быстрый рост ВВП, один из самых высоких в рамках Евросоюза, был спрогнозирован и на второй квартал 2012 года. В международном плане этот факт был признан различными рейтинговыми агентствами, что выразилось в подъеме рейтинга экономики Латвии. В рейтинговом бизнес-опросе Всемирного банка Латвия впервые обошла своих соседей Эстонию и Литву и вышла на 21-е место. Бум экономики Латвии периода 2004-2007 годов, характеризовавшийся двузначными показателями прироста, внезапно сменился периодом застоя, наступившим осенью 2008 года.
Эта прибалтийская страна больше всех других стран ЕС пострадала от мирового финансово-экономического кризиса. Фаза низких кредитных процентных ставок завершилась крахом рынка недвижимости, что привело, в том числе, к обвалу спроса внутри страны. Это и падение объемов инвестиций и экспорта на фоне рецессии привели в 2009 году к рекордному сокращению ВВП на 18 %. В 2008 году латвийское государство стояло на грани банкротства, которого удалось избежать лишь благодаря пакету кредитов в размере 7,5 миллиардов евро, предоставленных МВФ, ЕС, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, а также такими государствами как Польша, Чехия и Эстония. Эти денежные средства были выплачены стране несколькими траншами и включены в 3-летнюю программу стабилизации Международного валютного фонда, основной целью которой являлась стабилизация обменного курса национальной валюты. Взамен Латвия была обязана провести структурные реформы, поэтапно сократить дефицит бюджета и улучшить регулирование финансового сектора экономики. Пакет спасительных мер, рассчитанный на 3 года, был формально закрыт международными кредиторами 22 декабря 2011 года. Страна израсходовала в общей сложности 4,4 млрд. евро, или 3 млрд. латвийских латов (5,3 млрд. швейцарских франков) от общего объема предоставленных средств. Возврат предоставленных сумм кредиторам должен быть начат в 2012 году и завершен до 2019 года. Непосредственной причиной кризиса явился крах крупнейшего латвийского банка Parex Banka осенью 2008 года, который перед лицом грозящей неликвидности был национализирован латвийским государством. При этом государство национализировало 85 % акций по символической цене 2 лата (4,50 швейцарских франков).
В апреле 2009 года Европейскому банку реконструкции и развития было продано 25 % акций этого банка. В марте 2010 года правительство пошло на реструктуризацию банка Parex Banka и решило заново учредить банк, чтобы выделить неаккуратно погашаемые кредиты и финансово оздоровить его. Отсюда последовало разделение на «хорошие активы» банка Citadele Banka (в соотношении 75 % в собственности латвийского государства и 25 % в собственности ЕБРР) и «плохие активы» банка Parex Banka. При этом по итогам собрания акционеров от 28 декабря 2011 года банку Parex Banka было отказано в лицензии на банковскую деятельность; отныне он будет действовать как финансовое предприятие Reverta. В ноябре 2011 года латвийскому государству пришлось национализировать банк Snoras Bankas из-за отсутствия активов на сумму около 300 миллионов евро; в настоящее время принято решение о его ликвидации. Это также коснулось его латвийского филиала, банка Latvijas Krajbanka, который пришлось национализировать и тоже разделить на хорошие и плохие активы. В связи с этим ожидаемые убытки латвийской экономики составят около 200 миллионов евро. Вследствие этого краха пришлось уйти в отставку руководительнице комиссии по рынку финансов и капитала, так как эту комиссию обвинили в недостаточном контроле над банком.
В соответствии с условиями, выставленными Международным валютным фондом и Европейской комиссией при предоставлении пакета кредитов, государственный бюджет, составленный в декабре 2010 года, предусматривал сокращение дефицита бюджета до уровня ниже 6%. Запланированные, в основном убыточные консолидационные меры правительства подверглись критике международных кредиторов за непоследовательность, в связи с чем пришлось оптимизировать бюджет 2011 года. 14 апреля 2011 года парламент принял исправленный государственный бюджет на 2011 с предусмотренным сокращением дефицита до 3,7 % от ВВП. В конце года эта цель была достигнута, и дефицит бюджета составил 3,5%, или 494,1 миллиона латвийских латов (856,3 миллиона швейцарских франков).
В декабре 2011 года латвийское правительство представило «последний стабилизационный бюджет 2012 года» с ожидаемым дефицитом бюджета 2,5 %. Целью правительства является непрерывное снижение дефицита бюджета до уровня ниже 3 % для достижения соответствия критериям Маастрихтского соглашения, что могло бы обеспечить возможность скорой интеграции в еврозону (Латвия ожидает вступления в неё 01.01.2014 г.). Консолидация государственного бюджета была осуществлена за счет как крупномасштабной экономии (прежде всего в сфере здравоохранения и образования), так и повышения налогов. Общая ставка НДС была повышена с 01.01.2011 г. с 21 % до 22 %, а пониженная ставка НДС (на гостиничный и ресторанный бизнес, медикаменты и книги) – с 10 % до 12 %. С 1 июля 2011 года был повышен акциз на бензин, алкоголь и табак, и была отменена пониженная ставка НДС на природный газ (произошло повышение с 12 до 22 %). Консолидация бюджета не коснулась напрямую пенсионных выплат, которые остались на уровне прошлого года, но были заморожены до 2013 года. Эти меры остались без изменений и на 2012 год. С начала мая 2012 года парламент страны вел консультации о возможном снижении ставки НДС на 1 % с 1 июля 2012 года для повышения внутреннего спроса и конкурентоспособности. На смену профициту платежного баланса, составившему в 2010 году 3,6 %, в 2011 году пришел дефицит платежного баланса в размере 1,2 % ВВП. После существенного спада в 2009 и 2010 годах розничный товарооборот вырос в 2011 году на 4,6 % (на 1,3 % в сегменте продуктов питания и на 6,2% в остальных областях). По сравнению с тем же периодом 2010 года частное потребление в четвертом квартале 2011 года выросло на 4,1 %. Хотя уровень заработной платы в 2011 году в основном не увеличился, вновь наблюдались инвестиции в приобретение и ремонт квартир, что внесло вклад в восстановление внутреннего спроса.
Экономика Латвии практически полностью приватизирована, однако в рамках структурных мероприятий нельзя исключать и последующую приватизацию. При этом в соответствии с законодательством стратегические предприятия, такие как предприятия энергоснабжения, железнодорожные и телекоммуникационные компании (LATTELECOM), не могут быть приватизированы. Уровень инфляции в 2011 году достиг 4,4 % (после –1,1 % в 2010 году). На динамику цен в Латвии определяющее влияние оказали мировые цены на продукты питания и энергоносители, что в частности привело к росту цен в начале 2011 года. Повышение налогов, связанное с консолидацией бюджета, особенно повышение ставки НДС, привели к дополнительной инфляции. В апреле 2012 года уровень инфляции в годовом пересчете составлял ещё 2,8 %, хотя прогнозируемый уровень инфляции на 2012 год составляет 2,4 %. Латвийская валюта (латвийский лат) с 1 января 2005 года привязан к евро. С тех пор обменный курс неизменно составляет 1,00 евро = 0,702804 латвийских лата, при этом предел колебаний равен 1 %. В апреле 2005 Латвия вступила в Европейский механизм регулирования валютных курсов (ERM II). В 2008 и 2009 годах Центральному банку Латвии пришлось несколько раз совершать интервенцию, чтобы стабилизировать оказавшийся под давлением латвийский лат. Поддержание привязки валютного курса до сих пор является основным приоритетом банка. Хотя правительство стремится к вступлению в еврозону в 2014 году, слишком высокий дефицит бюджета и растущий уровень инфляции могут задержать введение в Латвии общеевропейской валюты до 2015/2016 года.
Девальвация лата, которую часто требовали в 2009 и 2010 годах, постоянно резко отвергалась Национальным банком и правительством. По мнению экспертов в области экономики, это было бы уже запоздалым шагом и не принесло бы никакого эффекта. Согласно данным латвийской службы занятости в конце 2011 года уровень безработицы составил 15,4 % (в апреле 2012 уже лишь 12,9 %) по сравнению с 18,9 % в конце 2010 года. В настоящее время общее количество безработных составляет 130 296 человек, из них 56 934 человек – это так называемые долгосрочно безработные, которые не имеют работы уже дольше одного года. Снижение числа безработных также связано с высоким уровнем эмиграции. По данным латвийского статистического агентства население страны сократилось с 2001 до 2011 года на 309 тысяч человек и составило 2 067 887 человек (–13 %). Утечка квалифицированных профессиональных кадров не способствует экономическому подъему Латвии.
Полное открытие рынков труда 1 мая 2011 года в «старых» странах Евросоюза, особенно в Германии, еще больше усилило эмиграцию. В 2011 году была продолжена структурная адаптация, однако средняя месячная заработная плата без удержаний, составившая 464 латвийских лата (804,20 швейцарских франка), выросла по сравнению с 2010 годом почти на 20 лат (34,70 швейцарских франков). В государственном секторе средняя месячная заработная плата без удержаний составила 492 лата (852,70 швейцарских франков), а в частном секторе – 447 латов (774,70 швейцарских франков). Хотя разница в доходах между городом и деревней в последние годы уже не так выражена, она по-прежнему существует. По самым последним данным статистического агентства ЕС (EUROSTAT) часовая стоимость единицы рабочей силы в Латвии составляла в 2011 году 4 лата (6,90 швейцарских франков), т.е. в 5 раз меньше, чем в странах Евросоюза. Еще дешевле рабочая сила стоит лишь в Литве, Румынии и Болгарии; в Эстонии же её стоимость составляет 5,70 латвийских латов (9,80 швейцарских франков). По-прежнему существует большая потребность в действиях в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью. То и дело проводятся расследования в отношении высших чиновников и сотрудников судов, городских и окружных управ, а также таможенного управления. С февраля 2009 года назначен новый руководитель Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) (его предшественник был уволен парламентом в июле 2008 года). Бюро пользуется доверием населения, как и главный ревизор Латвии, которая проводит жесткую линию в отношении коррупции. Непереизбрание парламентом генерального прокурора Латвии Майзитиса в апреле 2010 года привело к большим политических волнениям. Майзитис, который считается заслуживающим доверия поборником коррупции, не был вновь избран на этот пост несмотря на симпатию к нему, выраженную многими дупутатами накануне тайного голосования. Жесткий правительственный курс экономии был и остается большим испытанием для социальной стабильности в Латвии.
После протестов и уличных столкновений января 2009 года то и дело возникали новые, правда, на этот раз мирные, демонстрации. Хотя большая безработица и истекающий срок выплаты пособий по безработице обострили социальную обстановку, на октябрьских парламентских выборах 2010 года и досрочных сентябрьских перевыборах 2011 года, инициированных президентом летом 2011 года и одобренных населением в ходе референдума, народ вновь сделал выбор в пользу представляемого премьер-министром партийного союза, тем самым косвенно поддержав его курс на экономию и реформы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|