Цена и ценообразование при полной конкуренции
Цена — это выраженный в денежной форме эквивалент товара, услуги, права или потребительской уступки (например, сдачи внаем).
Спрос на какой-либо товар растет по мере падения цены. Или, чем выше цена на какой-либо товар, тем готовнее оференты продают его. Рассмотрим такой пример.
В данном примере рыночная цена после более или менее короткого периода промеривания останавливается на 1,30 DM: при этой цене предлагаемое количество и количественный спрос равны, поэтому мы говорим о равновесии рынка. Поскольку при этой цене может быть достигнут максимально возможный оборот, эта рыночная цена выполняет функцию освобождения рынка.
При полной конкуренции, когда цена является определенной величиной, на которую ничто не оказывает влияния, оференты и потребители не могут вести политику цен.
Каждая цена вынуждает участников рынка торговаться рационально.Если цена высока и тем самым велика возможность извлечения прибыли для оферента, то он будет расширять свое производство. В свою очередь, потребитель при высокой цене ограничит спрос и, может быть, перейдет на другой товар (например, при слишком высокой цене на сливочное масло потребитель, возможно, перейдет на маргарин). Если после этого спрос на этот заменяющий товар (маргарин является заменителем сливочного масла) поднимается, то возрастет и его цена.
Точно так же, как соотношение предложения и спроса на какой-либо товар влияет на соотношение предложения и спроса на заменители этого товара, оно влияет и на ценообразование дополняющих товаров. (Имеются в виду товары, которые должны применяться вместе с основным товаром, например, трубка и табак, чернила и перьевая ручка).
Если цена низкая, то многим фирмам из-за их относительно высоких издержек может показаться целесообразным ограничить свое производство или даже остановить его, или изыскать новые возможности снижения издержек.
Характерным для рыночных цен являются:
• взаимозависимость предложения, спроса и цены;
• связь рыночных цен на различные товары;
• объективный закон: рыночная цена товара никогда не может быть ниже его себестоимости.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Обновлено (14.10.2011 11:28)