Д. Рикардо, критикуя взгляды меркантилистов, разработал теорию сравнительных преимуществ, которая обосновывала выгодность внешней торговли и специализации для любой страны, даже если она ни в чем не располагает преимуществами или, напротив, имеет преимущества перед другими в производстве абсолютно всех товаров. Давай разберемся в основных положениях этой теории на условном примере, аналогичном тому, что приведен в книге Рикардо "Начала политической экономии и налогового обложения".

В первую очередь, рассмотрим пример абсолютного преимущества: в стране есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны (причем, сделаем упрощающее предположение о том, что затраты постоянны, то есть проигнорируем закон возрастающих вмененных издержек).

Абсолютные преимущества в производстве товара имеет страна, у которой его производство на единицу затрат выше, чем у другой страны.

Предположим, что в России таким наиболее дешевым в производстве товаром является древесина, а в Канаде — пшеница. Эти различия объясняются разной структурой ресурсов и уровнем применяемых технологий. В России с помощью единицы затрат ресурсов можно произвести 100 куб.м древесины, или 50 тонн пшеницы, либо любую комбинацию объемов древесины и пшеницы в указанных пределах. В Канаде на единицу затрат можно произвести 40 куб.м древесины, или 200 тонн пшеницы, или любую комбинацию этих продуктов в заданных пределах.

Если страны не торгуют между собой, каждая может потреблять только то, что она производит. В этих условиях максимальные размеры потребления в России и Канаде, представленные всевозможными сочетаниями объемов пшеницы и древесины, можно задать кривыми производственных возможностей.

При отсутствии внешней торговли относительные цены продуктов будут определяться относительными издержками производства в каждой стране. В России 1 кубометр древесины будет оцениваться в 0,5 т пшеницы, а 1 т пшеницы будет стоить 2 куб.м древесины. Для Канады цены будут следующие: 1 куб.м. древесины = 5 т пшеницы, 1 т пшеницы = 0,2 куб.м.

Теперь представим, что между этими странами установились торговые отношения. Мы видим, что существуют значительные различия в ценах на внутренних рынках: в России лес стоит дешево, тогда как в Канаде за 1 кубометр можно получить в 10 раз больше, то есть, вывозя лес из России, можно превратить 1 куб.м в 10 куб.м (если не учитывать транспортные расходы).

Совершенно ясно, что направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Россия будет экспортировать древесину и импортировать пшеницу, а Канада — продавать на внешнем рынке пшеницу и покупать древесину, хотя в каждой стране есть ресурсы для собственного производства обоих продуктов. Выигрыш от этих операций будет тем больше, чем выше будет степень специализации, то есть чем больше будет производиться относительно дешевого продукта и заменяться им производство относительно более дорогого.

Причем, для того чтобы возникли реальные выгоды от такой торговли, цены на внешнем рынке должны колебаться в пределах между нижним и верхним значениями внутренних цен, установившихся в отсутствие торговли: между 0,5 и 5 т пшеницы за 1 куб.м древесины и между 0,2 и 2 куб.м за 1 т пшеницы. Если внешние цены опустятся ниже минимальных указанных, то поставки на внешний рынок прекратятся. А в случае если превысят максимальные издержки внутри страны, на внешний рынок будет производиться и поставляться и продукт, который был прежде невыгоден (для России — пшеница, для Канады — древесина).

Мы рассмотрели пример, в котором преимущество было абсолютным: каждая из стран на единицу затрат могла производить больше какого-то товара, чем другая. Но как быть, если мы ни в чем не располагаем абсолютным преимуществом и иностранные производители на единицу затрат могут производить любого товара больше нас? Захотят ли они торговать с нами и следует ли нам соглашаться на эту торговлю? Д. Рикардо в своем анализе показал, что даже в этом случае торговля остается выгодной для обеих сторон. Он сформулировал принцип сравнительных преимуществ, которым следует руководствоваться при принятии решений о том, по каким направлениям следует развивать специализацию производства для участия в мировой торговле.

 

Опрос

Пригодился ли вам наш сайт?