Экономика Уругвая
Экономика - Экономики стран мира |
Восточная Республика Уругвай – это в прошлом (в первой половине 20-го века) одна из богатейших стран Латинской Америки, которая впоследствии пережила длительный период экономического упадка, а в настоящее время является развивающимся государством с переходной экономикой.
Народное хозяйство Уругвая сочетает в себе элементы рыночной и социальной экономики, считающиеся образцовыми для данного региона.
Происходивший в 2000-е годы солидный экономический рост сократился в 2016 году до +1,0 %. Эта тенденция также сохранится в ближайшей перспективе: стране придётся настраиваться на более низкие темпы экономического роста и меньшее пространство для налогового манёвра.
Дефицит государственного бюджета достиг в 2016 году целых 4 %! В 2017 году МВФ прогнозирует его увеличение ещё на 1,1 %.
Проблемы страны связаны с её недостаточной международной конкурентоспособностью, а также со спадом экономической активности в крупных странах-импортёрах уругвайских товаров (Бразилии, Аргентине, Китае).
Экономическая политика
Правительство Уругвая следует курсом умеренной экономической консолидации, однако при этом испытывает сильное давление со стороны профсоюзов, а также левого крыла правительственной коалиции «Широкий фронт».
Оппозиционные силы требуют прежде всего увеличения расходов на образование до 6 % от величины валового общественного продукта, что кажется трудновыполнимым на фоне текущего дефицита госбюджета (см. выше).
ВВП на душу населения составил в 2016 году около 16 тысяч долларов США, при этом, согласно официальным данным, число граждан, живущих ниже порога бедности, сократилось за последние годы с 34 % (в 2006 г.) до 11,5 % (в 2013 г.).
В 2016 году, по прогнозам МВФ, ожидалось небольшое снижение ВВП страны (с 54 до 53,1 млрд. долларов США).
Уровень безработицы составил в 2015 году 7,9 %, правда, в ближайшие годы на рынке труда ожидается незначительное оживление.
В 2012 году Уругвай вновь получил от международных рейтинговых агентств утраченный им во время кризиса 2002-2003 годов рейтинг «инвестиционного уровня» и до сих пор подтверждает его, несмотря на то, что в 2016 году 2 агентства понизили его до «негативного уровня».
Относительная сила уругвайского песо по сравнению с национальными валютами Бразилии и Аргентины, а также осуществлённые в последние годы значительные повышения заработной платы, ведущие к снижению конкурентоспособности по сравнению с другими государствами региона, и стабильно высокая инфляция (8,4 %) являются большой проблемой для экономической политики страны.
Структура экономики
Уругвай позиционирует себя как региональный центр логистики и услуг, и не только портовых. Вступивший в силу в 2011 году закон «О государственно-частных партнёрствах для целей строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры» должен способствовать постройке и сдаче в эксплуатацию необходимых для этого морских портов и аэропортов, а также транспортных путей.
Энергетика страны основана на использовании всех известных энергоресурсов, при этом основная ставка делается на возобновляемые источники энергии (ветер, солнце, биомассу).
В рамках осуществления крупных инвестиций в отрасли лесозаготовок, монокультурного растениеводства и промежуточных контейнерных перевозок должна быть реконструирована железнодорожная сеть Уругвая для обеспечения транспортировки грузов. По заявлениям правительства страны, в период с 2015 по 2019 год необходимы инвестиции на сумму 12 млрд. долларов США, в том числе на одну треть – частные.
По данным Центрального банка Уругвая за 2016 год, экономика Уругвая имеет следующую структуру (в процентах от ВВП):
промышленное производство – 14,1;
торговля и услуги – 13,7;
строительство – 10,6;
транспорт и связь – 5,8;
сельское и лесное хозяйство – 5,4;
энергетика – 3,1;
другие сектора – 47,3.
Наряду с этим отдельно следует выделить морской порт Монтевидео и 12 зон свободной торговли.
Это южноамериканское государство занимает прочную позицию в международном туристическом бизнесе, в том числе благодаря проводимой им рекламной компании «Уругвай натуральный» (так, в 2016 году страну посетило более 3 миллионов туристов). Согласно данным Государственного агентства по стимулированию экспорта и привлечению инвестиций, экономический эффект от сектора туризма достигает 7 % ВВП.
В Уругвае давние традиции имеет государственный сектор, по-прежнему сохраняющий за собой существенную долю в национальной экономике. Частные поставщики услуг допущены лишь в сферы телекоммуникаций (мобильная телефония, интернет) и производства электроэнергии из возобновляемых энергоресурсов.
Крупнейшие предприятия-поставщики электроэнергии, воды, минерального масла и телекоммуникационных услуг находятся в государственной собственности: их приватизация была отклонена населением страны на референдумах 1992 и 2003 годов.
Внешняя торговля
В силу экспортной ориентации производства и нехватки традиционных энергоносителей (бурение первых разведочных нефтяных скважин на морском шельфе было безуспешно проведено в августе 2016 года) народное хозяйство страны прочно интегрировано в мировую экономику и выступает за расширение свободы внешней торговли, в том числе в рамках торгово-экономического союза МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки).
Торговый протекционизм, практиковавшийся в последние годы соседними государствами, весьма ощутимо сказался на уругвайском экспорте промышленной продукции. В качестве ответного шага проводится диверсификация рынков.
Стоимость экспорта уругвайских товаров составила в 2016 году 8,3 млрд. долларов США, а стоимость импорта – 7,4 млрд. долларов США.
Крупнейшими торговыми партнёрами страны (по объёмам импорта и экспорта) являются Китай и Бразилия.
< Предыдущая | Следующая > |
---|