(0 Голосов)
Экономика - Экономики стран мира

 

Индекс экономической свободы Ливана

Ливанская Республика занимает 102-е место среди 167 государств мира в рейтинге демократии, в очередной раз составленном британским журналом «The Economist» по итогам 2016 года, и в связи с этим считается страной с «гибридным» политическим режимом, включающим в себя признаки как демократии, так и авторитаризма.

В рейтинге уровня политических и гражданских свобод среди стран мира, представленном по итогам 2017 года американской неправительственной организацией Freedom House, политическая система этой ближневосточной страны оценивается как «частично свободная». Правда, даже с учётом вышеупомянутых оценок Ливан до сих пор относят к числу государств арабского мира с самым высоким уровнем свободы.

Текущая ситуация

Эта страна имеет давние торговые традиции. При этом для неё уместны как либеральный экономический уклад, так и разносторонние связи с заграницей – прежде всего в связи с наличием многочисленной ливанской диаспоры за рубежом.

Гражданская война и боевые действия, вспыхнувшие вследствие возникшего в 2006 году конфликта с Израилем, нанесли значительный ущерб экономике Ливана и весьма негативно отразились на его функции важного торгового узла Ближнего Востока. Несмотря на проведённые после их окончания восстановительные работы, следы этих событий до сих пор бросаются в глаза в самом центре Бейрута.

В стране по-прежнему процветают национальные банки и предприятия, оказывающие финансовые услуги. Дело в том, что последствия мирового экономического кризиса сказались на ливанских банках не в такой мере, как на европейских и североамериканских предприятиях.

В ходе гражданской войны в Сирии значительно сократился сектор туризма, который до её начала являлся важным столпом экономики Ливана.

Кроме того, в лице Сирии отвалился важный для страны рынок сбыта, что осложнило экспорт товаров в регион Персидского залива, являющийся главным покупателем ливанской сельскохозяйственной продукции.

Денежные переводы, осуществляемые ливанской диаспорой за рубежом (на сумму около 8 млрд. долларов США в год), помогают поддерживать определённую экономическую стабильность, несмотря на слабую организацию внутреннего хозяйства.

В 2017 году объём ВВП страны составил около 53,1 млрд. долларов США, то есть вырос за год приблизительно на 1,0 %.

На долю сектора услуг (особенно таких его сфер, как туризм, кредитный бизнес, строительство) традиционно приходится около 2/3 валового внутреннего продукта Ливана. 2-е и 3-е места в структуре ливанского ВВП занимают промышленность (около 20 %) и сельское хозяйство (около 5 %).

6 апреля 2018 года по инициативе Франции в Париже прошла конференция инвесторов CEDRE, по итогам которой Ливан рассчитывает на то, что в целях экономического стимулирования международное сообщество согласится оказать стране финансовую помощь на сумму, оцениваемую в 11 млрд. долларов США. При этом речь идёт в первую очередь о согласии международных банков развития предоставить кредиты, предназначенные для финансирования инвестиционных проектов в области энерго- и водоснабжения, телекоммуникаций, транспорта, а также образования и здравоохранения.

Государственный бюджет

В 2017 и 2018 году впервые после 12-летнего перерыва парламент страны утвердил новый государственный бюджет. До этого сменявшие друг друга ливанские правительства ориентировались в своих действиях на бюджет 2005 года. Закон 2018 года о государственном бюджете предусматривает сокращение дефицита бюджета, при этом министерства страны обязаны сократить свои расходы на целых 20 %.

Государственная задолженность Ливана, достигающая в настоящее время 151 % ВВП, продолжает оставаться одной из самых высоких в мире. При этом доля внешнего долга составляет почти 40 %.

В данный момент государство способно без проблем рефинансировать свои долги (по состоянию на конец 2017 года государственные резервы Ливана, не включая золотые, составляли около 42 млрд. долларов США).

Существенную нагрузку для бюджета страны создают дополнительные расходы, связанные с присутствием на её территории приблизительно 1 миллиона беженцев из соседней Сирии.

Высокая государственная задолженность также ложится бременем на систему кредитования частного сектора экономики.

Иностранные инвестиции осуществляются главным образом в объекты недвижимости (основными инвесторами являются представители государств Персидского залива), а также в облигации и ценные бумаги, при этом за последние годы они значительно сократились.

Неоднократно анонсированная приватизация, в первую очередь в секторах телекоммуникаций и электроэнергетики, поступления от которых должны использоваться исключительно для сокращения государственного долга, до сих пор постоянно откладывалась, однако теперь, после проведения конференции инвесторов CEDRE, дело должно, наконец, сдвинуться с мёртвой точки.

Нефтегазовые ресурсы

Ливан связывает большие надежды с запасами природного газа и нефти, которые предположительно залегают на его морском шельфе (их объём оценивается в 30 миллиардов кубических метров природного газа и 660 миллионов баррелей нефти).

Лицензии на проведение разведки части месторождения (блоки 4 и 9) были выданы международному консорциуму компаний Eni, Total и Novatek. Эти работы должны быть завершены в 2020 году.

Внешняя торговля

Ливан имеет отрицательный торговый баланс. В 2017 году его дефицит достиг приблизительно 20,29 млрд. долларов США. При этом объём импорта товаров составил 23,13 млрд. долларов США, включая прежде всего нефтепродукты, автомобили, электрические станки, химические продукты, одежду, мясо и живых животных, потребительские товары, бумагу, текстильные ткани и табак, а объём экспорта товаров – 2,84 млрд. долларов США. Около 35 % всего торгового оборота страны приходится на долю ЕС.

Основная часть ливанского экспорта традиционно осуществлялась транзитом через соседнюю Сирию (маршрут экспорта в регион Персидского залива). Однако конфликт в Сирии и закрытие пограничных переходов в Иорданию и Ирак значительно затрудняют экспорт и тормозят рост ливанской экономики.

Агентство по развитию инвестиционной деятельности Ливана (англ.: Investment Development Authority) установило альтернативные субсидируемые морские маршруты экспорта. Оставаясь слишком дорогими для многих сельхозпроизводителей, они тем не менее оказали положительный эффект на деятельность Бейрутского морского порта.

 

Опрос

Пригодился ли вам наш сайт?
 

Яндекс.Метрика