(2 Голосов)
Экономика - Экономики стран мира

 

Краткая справка о Кипре и его экономике

Республика Кипр – это государство с либеральной рыночной экономикой. В период текущего финансового кризиса эта страна Восточного Средиземноморья стремится к улучшению своей конкурентоспособности в Европе и мире, а как член ЕС – к расширению экономических связей с государствами Ближнего и Среднего Востока. Экономика Кипра подвергается сильной конкуренции на внутреннем европейском рынке.

В конце июня 2012 года правительство страны обратилось за международной финансовой помощью в связи с критической фискальной ситуацией. При новом правительстве Никоса Анастасиадиса по решению Еврогруппы от 25 марта 2013 года был согласован так называемый Меморандум о взаимопонимании (англ.: Memorandum of Understanding). Наряду с консолидацией бюджета и структурными реформами основное внимание в содержании этого документа уделено реформе финансового сектора. При этом речь идёт прежде всего о переориентации бизнес-модели финансового сектора и его существенном сокращении.

Впервые в ходе осуществления программы восстановления экономики еврозоны к рекапитализации двух крупнейших банков страны, Кипрского народного банка (англ.: Cyprus Popular Bank) и Банка Кипра (Bank of Cyprus), были также напрямую привлечены вклады физических лиц (сверх суммы в 100 тысяч евро) в рамках сделок об обмене долговых обязательств на акции. В результате этого был ликвидирован уже национализированный до этого Кипрский народный банк. Выделенные стране на реализацию этой программы финансовые средства на сумму 10 млрд. евро используются не для рекапитализации этих банков, а для консолидации бюджета в размере 7,5 млрд. евро и реструктуризации остальных банков в размере ещё 2,5 млрд. евро. Шаги по реструктуризации сопровождаются законодательными мерами контроля оборота капитала, которые были в несколько этапов смягчены на основании соответствующих указов министерства финансов. По состоянию на октябрь 2014 года ограничения на оборот капитала сохранялись лишь в отношении трансграничных сделок.

Кипр стремится сохранить статус привлекательного финансового центра, выполняющего роль моста, который соединяет Европу с Ближним и Средним Востоком, а также Россией. В рамках Меморандума о взаимопонимании действующая в стране ставка налога на прибыль предприятий была повышена с 10 % до 12,5 %. На Кипре существуют 3 единые ставки подоходного налога в размере 20, 25 и 30 процентов соответственно (ступенчатая шкала налогообложения), причём годовой доход до 19 500 евро налогом не облагается. Кроме того, с января 2014 года с части месячного дохода, превышающей 1500 евро, взимается особое отчисление в размере 2,5-3,5 процентов.

В стране существует система автоматической полугодичной индексации заработных плат и окладов соразмерно уровню инфляции. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании эта система индексации пока приостановлена, и в годы экономической рецессии индексация зарплат осуществляться не будет.

Законом установлена минимальная заработная плата для продавцов, младшего и среднего медицинского персонала, офисных работников, парикмахеров и воспитателей детских дошкольных учреждений: в настоящее время она составляет 870 евро в первые 6 месяцев и 924 евро в последующий период действия трудовых отношений. Для всех остальных категорий трудящихся минимальная заработная плата законом не установлена.

Ставка налога на добавленную стоимость была повышена в 2014 году с 18 до 19 процентов.

После успешного разведочного бурения, проведенного американской компанией Noble Energy в конце 2011 года, Республика Кипр возлагает большие надежды на месторождения природного газа, расположенные в исключительной экономической зоне острова. Была проведена многоступенчатая процедура выдачи международных лицензий на проведение геологоразведки участков, выделенных кипрским правительством. В результате этого лицензии на разведку участков №№ 2, 3, 6, 7, 9, 10, 11 и 12 были выданы компаниям Noble Energy, Delek Drilling, Avner Oil Exploration, ENI-Kogas и Total. Однако по результатам повторного разведочного бурения на участке № 12, проведённого предприятием Noble Energy, оценочные запасы сосредоточенного здесь природного газа оказались ниже, чем ранее предполагалось. Таким образом, вместо предполагавшихся ранее 1,45-2,32 трлн. куб. м запасы газа на участке 12 отныне оцениваются в 1,04-1,74 трлн. куб. м. Кроме того, всё та же Noble Energy сообщила, что имеются признаки наличия на этом же участке месторождения нефти, потенциальные запасы которой могут составлять около 12 млрд. баррелей, правда, пока это предположение не подтверждено. К следующему пробному бурению на участке № 12 компания должна была приступить предположительно в начале 2015 года.

25 сентября 2014 года пробное бурение на участке № 9 начала компания ENI-Kogas.

Дискуссия вокруг месторождения природного газа подогревает напряжённость в отношениях между Кипром и Турцией, которая не признаёт кипрскую исключительную экономическую зону и со своей стороны пригрозила компаниям, ведущим бизнес на территории зоны, негативными последствиями для двухсторонних отношений между ними и Турцией. Это ещё больше усугубляет спор между двумя соседними странами, связанный с установлением отвечающей нормам международного права морской границы на значительных участках восточной части Средиземного моря, примыкающих к уже известным газовым месторождениям. Правительство Кипра официально заявило, что прибыль от продажи природного газа должна идти на благо всех киприотов, то есть всех представителей как греческой, так и турецкой общин. Оно рассчитывает на то, что прибыль начнёт поступать с 2018 года.


 

Опрос

Пригодился ли вам наш сайт?
 

Войти на сайт