Валовой социальный продукт — это общее количество всех экономических товаров, произведенных за 1 хозяйственный период (за 1 год). Его размер определяется посредством сложения денежных стоимостей отдельных товаров.

Чистый социальный продукт рассчитывается путем вычета из валового социального продукта реинвестиций.

Как указано выше, размер социального продукта определяется посредством сложения денежной стоимости товаров. Если под денежной стоимостью понимается рыночная цена, то получается социальный продукт в рыночных ценах. При уменьшении социального продукта в рыночных ценах на сумму содержащихся в них потребительских налогов (например, налог на пиво, табак, сахар, соль) и не являющихся расходами для изготовителя, и прибавления субсидий, которые выплачивает государство за производство некоторых товаров, получается социальный продукт в ценах по факторам производства.

Поскольку рыночные цены каждый год колеблются, то, чтобы определить возможный рост социального продукта за несколько лет, требуется исключить изменение цен.

Пример: Фунт хлеба из муки грубого помола стоил в 1974 году, пожалуй, вдвое дороже, чем в 1958 году. Если бы при сравнении социальных продуктов в 1958 и 1974 годах использовались фактически оплаченные цены, то его доля в социальном продукте в 1974 году неправомерно оказалась бы вдвое больше, чем в 1958 году.

Ошибки при сравнении вследствие изменения цен исключаются за счет того, что вместо фактических цен применяются постоянные (чаще всего постоянные цены одного определенного года, так называемого базисного года).

 

Опрос

Пригодился ли вам наш сайт?
 

Яндекс.Метрика